День рождения! Николай Семёнович Лесков (4 февраля (16 февраля) 1831, село Горохово Орловского уезда Орловской губернии, — 21 февраля (5 марта) 1895, Санкт-Петербург) — великий русский писатель. Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек… Н. С. Лесков. «Русское общество в Париже» «Литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников» М.Горький "В этой немирной душе жила какая-то непрекращав-шаяся тяга к тихости, почти к святости, к тому, что в Древней Руси называли «простыня». Это не простота, которая иногда бывает хуже воровства, — это всегда равное в себе разлитие в человеке тихого и верного благо-мыслия, благоволения, благо-душия, которое редко дается как природный дар и чаще все-го христиански нудится. Лесков-то, создатель старца Памвы и кроткого отца Кириака, знал это жизненное состояние, завершением которого является не смерть, но «кончина живота нашего, безболезна, непостыдна, мирна». «Есть одно, что властно зовёт ПОНЯТЬ И ОСОЗНАТЬ Лескова: в его неуёмности есть нечто от неуёмности родившей его России <…> его аггелы и ангелы стоят не за плечами одного Лескова: - они и за плечами России. Он – раб России, <…> И поневоле, когда говоришь о Лескове, часто теряешься, забываешь, о ком говоришь: о нём или о ней, о Лескове или о России …. В сущности, Лесков ничего не понимал и не хотел понимать вне России. Его ненависть к нигилистам… была прежде всего допетровской ненавистью к иностранцам: нигилист для Лескова - то же, что немчин для древле-русского человека: это - нечто собирательное для обозначения всего отпавшего от России, от православия. Лесковские нигилисты – изменники России, отпадающие от её души. Первый и важнейший грех нигилистов, по Лескову, не безбожие, - а неисповедание имени России…» Встреча с этой тютчевской Русью совершилась у Лескова в храме — мо-литвой и верой. Детская молитва Лескова — молитва всей крепостной Руси. Локотков, маленький кадетик, не пожелавший выдать своего товарища, ждет наказания поркой. Он «то поднимал глаза к небу, то опускал их вниз, дрожал и, кусая до крови ногти и губы, шептал: “Под твою милость прибегаем, Бого-родица Дева”» («Смех и горе»). У Лескова молятся все, всегда: в горе, в радости, перед подвигом, перед страданием, дети, взрослые, рабы, господа, архиереи перед грехом, перед по-следней правдой. Для Достоев-ского с нигилизмом первее всего связан вопрос о Боге, для Лескова — о Рос-сии. У Достоевского они — отщепенцы от Бога; у Лескова — от своего народа, отщепенцы не в народническом смысле, а в особом, лесковском: от русской полнокровной фабулы. У Достоевского, отступая от Бога, они трагичны. У Лескова — комичны, ибо, разорвав пуповину, соединявшую их с Россией, они дрыгают ногами в безвоздушном пространстве, бьются, как рыбы на воздухе, как птицы в воде, а это смешно, хоть и жалко. Тайна связи святости и греха — сейчас просто разбойник, через мгнове-нье — уже благоразумный разбойник; сейчас просто блудница, через мгнове-нье — уже у ног Иисусовых; сейчас гонитель, через миг — апостол — мучила Лескова всю жизнь, была его постоянной христианской темой, была тайной его жизни и его творчества: сейчас — аггел в плоть, чрез миг — «Запечатлен-ный ангел», сейчас — демонология, чрез миг — христология. Вкус к падению и восстанию — лесковский вкус; не точнее ли сказать: русский вкус. Богослужение, обрядность, быт Православия, его плоть, то, чем оно крепко земле, восхищают Лескова. Он становится знатоком старообрядчества, защи-щая его право на свободу исповедания; и это любование великолепием быта Православия остается в нем навсегда: нужно читать, с каким восторгом сооб-щает он Шубинскому, редактору «Исторического вестника», о какой-либо редкой находке из церковной старины, о «феатре духовном» — о чине хирото-нии при Павле! «Написаны “Соборяне” превосходно, — сам признается Лесков в годы тол-стовские. — Это красота одна...» С.Н. Дурылин.Николай Семенович Лесков. Опыт характеристики личности и религиозного творчества Источник: http://www.moskvam.ru/publications/publication_532.html #Русская_литература@blist_spb